Бесконечное путешествие

Как не просидеть всю жизнь дома

Степная эKZотика: казахские степи и чинк плато Устюрт

Бейнеу… На следующие 3 дня это последний шанс заправиться, набрать воды и докупить продуктов. Дальше нас ждал “Самый Ужасный Грейдер Всех Времен и Народов” – так, просуммировав все отчеты по поездке на Мангышлак, можно назвать дорогу от Бейнеу до Шетпе 🙂 и сотни километров степных колей вдоль западного чинка плато Устюрт.

Западный чинк плато Устюрт

От заправки на выезде из Бейнеу идет отличный асфальт почти до переезда. Буквально километр грейдера перед самым переездом и снова асфальт – порядка 15 километров.

Т.к. мы про эти 15 км асфальта не знали, и впереди нас все равно ждал съезд в степь, то понижаем давление в шинах до 1.2 – 1.5 прямо тут.

Сдуваемся

Асфальт внезапно кончается, и начинается либо грейдер, либо степные колеи… Друзья из Instagram советуют ехать как можно ближе к Ж/Д насыпи и, соответственно, подальше от грейдера. Мы так и делаем.

Перед нами пылят камазы – летают по степным колеям они очень резво и пыли за ними не мало. Да и от нас ее просто море. Пыль стекает с машины как вода, подветренная сторона гипнотизирует пылевыми потоками на стекле и зеркале заднего вида. Климат-контроль старается на полную… Остановка, ждем минутку, пока пыль осядет – можно выходить.

Степные дороги

Колеи сходятся и расходятся хаотично, но в целом выдерживают направление, нужное нам. По некоторым можно ехать 20 км с трудом, по другим можно “лететь” 60 км/ч, и почти не трясет.

ПОПЕРЕЧНЫЕ КОЛЕИ!!!! – именно так крупно и красными буквами – не забывайте про них, или колеса и подвеска останутся в первых же глубоких. 🙂

Часа за 3-4 докатились до Каменного и станции Устюрт – тут есть переезд через Ж\Д насыпь. На улицах пусто и пыльно – ветер шквальный. Находим переезд (дорога, приходящая в поселок, не выходит к нему на прямую). С этого момента основная навигация – по спутниковым снимкам.

Первая точка для посещения у нас – “Долина колодцев”. Название неофициальное, и на картах вы его не найдете. Это место, где посреди сухой и безводной степи, сосредоточено десятка полтора колодцев. На картах ГШ видно очень хорошо.

Долина колодцев

Первый опыт навигации в степи неудачен – я выбрал неверную колею, и мы возвращаемся к поселку. Колеи тут расходятся, как лучи от узловых точек – поселков, переездов, колодцев и кладбищ. Так что лучше 5 минут постоять и нормально выбрать колею, чем потом возвращаться.

Колеи мягенькие, и мы очень быстро приехали в долину. Колодцы все глубокие и выглядят неиспользуемыми, частью сухие, но на дне некоторых мы видели отблески воды.

Находим нужную колею – их тут не так много, но тоже расходятся лучами, и едем в сторону чинка Устюрта – там мы планируем ночевку.

Езда просто по степи – когда колеи закончились, а до чинка все еще оставался километр, мы просто поехали по азимуту – не быстро, километров 10-15 а час, но едем…

На чинке дует… Нет –  ДУЕТ! Просто сдувает. Вариант съехать вниз (дорожка есть) отбрасываем. Зона ветровой тени небольшая и вся на склоне, к тому же вдалеке видно облако песчаной бури, которая движется в нашу сторону, и ветровая тень может внезапно кончиться.

Под чинком

Проехали по колеям вдоль чинка еще километров 15 и припарковались в заброшенном карьере. Маркиза растянута на все оттяжки и все равно внутри поддувает, но хотя б не так как снаружи.

Кстати, именно на этих 15 километрах я как-то расслабился и влетел в те самые поперечные колеи. Что-то поскрипывало, но беглый осмотр не выявил ни каких поломок.

Спим в машинах, за бортом дует, хотя и потише, чем вокруг.

Второй день обнаружил поломку и повреждения, вызванные уже ей, а не колеями. Вырвало крепление амортизатора, и он перескочил через привод. И пока мы ехали по степи с утра, порвал пыльник (точнее порезал и очень тонко, т.к. смазка выходила наружу, но дырок не было визуально).

Мораль – смотрите внимательней, если есть подозрение на поломку!

Тратим полчаса на ремонт – хорошо иметь в запасе небольшое ведро гаек и болтов всех размеров.)))

Ремонт форда в полевых условиях

Внезапно подъехали к отличному грейдеру. Переехали через вал, нарытый вдоль него, и прохватили под 100-ку до самого КПП. КПП оказалось Лукойловское, тут их месторождение, и мы, оказывается, ехали по их ведомственному грейдеру без пропуска :). Напоминает ведомственные зимники у тех, кто ездит на севера… Нас немного поругали, но отпустили, переписав номера прав.

И снова колеи вдоль грейдера, грейдер и внезапные куски асфальта. Скоро тут будет хайвей от Бейнеу до Шетпе!

Еще раз подъезжаем к чинку у спуска Маната. Виды отсюда просто обалденные!

Спуск Маната

Спускаемся на дно древнего моря… Тут уже пейзажи другие, да и ночевка у нас рядом, у сора Тузбаир или Туз-Баир, кто как называет. Кстати, названия от отчета к отчету у всех разные, местные называет это еще как-то, а карты дают вообще иное название.

Сор Туз-Баир

Место просто чумовое! Две минуты и выходишь на обрыв высотой метров в 100, а впереди бескрайнее белое пространство солончака. Влево и вправо убегают стены той же высоты… Дух захватывает!

Спасибо фирме Bask за помощь в подготовке к путешествию

Все посты из майского Казахстана:

Про дорогу:
Степная эKZотика – 2014: мы вернулись!
Степная эKZотика: Москва – Уральск или въезжаем в Казахстан правильно
Степная эKZотика: Дороги, пустыня Каракумы и песчаная буря
Степная эKZотика: казахские степи и чинк плато Устюрт
Степная эKZотика: дорога от Бейнеу до Шетпе, гора Шеркала и поля конкреций
Степная эKZотика: урочище Жыгылган, источник Тамшалы и Голубая бухта
Степная эKZотика: степями до Бейнеу, Босжира, Бокты и мечеть Бекет-Ат
Степная эKZотика: бонусная программа – Аккергешен и Актолагай, дорога домой

Про интерески и красивости:
На родине тюльпанов
Навстречу буре
Вкус древнего океана
Многоликая пустыня
Долина колодцев
Сор Туз Баир
Шеркала: каменная юрта на Шелковом пути
Яйца динозавров в урочище Торыш
Жыгылган: там, где упала земля
Среди ветра и песков: оазис Тамшылы
День каньонов: ущелье Саура, озеро Караколь и его близнец
Каспий
Ниже уровня моря. Впадина Карагие
Пески Сенека
Глиняный хайвей под горой Бокты
Бозжира: казахская Аризона
Стоя над стрелой Устюрта
Белые пятна Казахстана: Аккергешен
Белые башни Актолагая

Понравилась статья? Будет много интересного! Подпишитесь на обновления:

Поделиться в соц.сетях

  • Иван сказал:

    Классно там – в степи. Я вот ни разу не был, всю жизнь в лесах прожил 🙂

Ваш email не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

*