Бейнеу… На следующие 3 дня это последний шанс заправиться, набрать воды и докупить продуктов. Дальше нас ждал «Самый Ужасный Грейдер Всех Времен и Народов» — так, просуммировав все отчеты по поездке на Мангышлак, можно назвать дорогу от Бейнеу до Шетпе 🙂 и сотни километров степных колей вдоль западного чинка плато Устюрт.
От заправки на выезде из Бейнеу идет отличный асфальт почти до переезда. Буквально километр грейдера перед самым переездом и снова асфальт — порядка 15 километров.
Т.к. мы про эти 15 км асфальта не знали, и впереди нас все равно ждал съезд в степь, то понижаем давление в шинах до 1.2 — 1.5 прямо тут.
Асфальт внезапно кончается, и начинается либо грейдер, либо степные колеи… Друзья из Instagram советуют ехать как можно ближе к Ж/Д насыпи и, соответственно, подальше от грейдера. Мы так и делаем.
Перед нами пылят камазы — летают по степным колеям они очень резво и пыли за ними не мало. Да и от нас ее просто море. Пыль стекает с машины как вода, подветренная сторона гипнотизирует пылевыми потоками на стекле и зеркале заднего вида. Климат-контроль старается на полную… Остановка, ждем минутку, пока пыль осядет — можно выходить.
Колеи сходятся и расходятся хаотично, но в целом выдерживают направление, нужное нам. По некоторым можно ехать 20 км с трудом, по другим можно «лететь» 60 км/ч, и почти не трясет.
ПОПЕРЕЧНЫЕ КОЛЕИ!!!! — именно так крупно и красными буквами — не забывайте про них, или колеса и подвеска останутся в первых же глубоких. 🙂
Часа за 3-4 докатились до Каменного и станции Устюрт — тут есть переезд через Ж\Д насыпь. На улицах пусто и пыльно — ветер шквальный. Находим переезд (дорога, приходящая в поселок, не выходит к нему на прямую). С этого момента основная навигация — по спутниковым снимкам.
Первая точка для посещения у нас — «Долина колодцев». Название неофициальное, и на картах вы его не найдете. Это место, где посреди сухой и безводной степи, сосредоточено десятка полтора колодцев. На картах ГШ видно очень хорошо.
Первый опыт навигации в степи неудачен — я выбрал неверную колею, и мы возвращаемся к поселку. Колеи тут расходятся, как лучи от узловых точек — поселков, переездов, колодцев и кладбищ. Так что лучше 5 минут постоять и нормально выбрать колею, чем потом возвращаться.
Колеи мягенькие, и мы очень быстро приехали в долину. Колодцы все глубокие и выглядят неиспользуемыми, частью сухие, но на дне некоторых мы видели отблески воды.
Находим нужную колею — их тут не так много, но тоже расходятся лучами, и едем в сторону чинка Устюрта — там мы планируем ночевку.
Езда просто по степи — когда колеи закончились, а до чинка все еще оставался километр, мы просто поехали по азимуту — не быстро, километров 10-15 а час, но едем…
На чинке дует… Нет — ДУЕТ! Просто сдувает. Вариант съехать вниз (дорожка есть) отбрасываем. Зона ветровой тени небольшая и вся на склоне, к тому же вдалеке видно облако песчаной бури, которая движется в нашу сторону, и ветровая тень может внезапно кончиться.
Проехали по колеям вдоль чинка еще километров 15 и припарковались в заброшенном карьере. Маркиза растянута на все оттяжки и все равно внутри поддувает, но хотя б не так как снаружи.
Кстати, именно на этих 15 километрах я как-то расслабился и влетел в те самые поперечные колеи. Что-то поскрипывало, но беглый осмотр не выявил ни каких поломок.
Спим в машинах, за бортом дует, хотя и потише, чем вокруг.
Второй день обнаружил поломку и повреждения, вызванные уже ей, а не колеями. Вырвало крепление амортизатора, и он перескочил через привод. И пока мы ехали по степи с утра, порвал пыльник (точнее порезал и очень тонко, т.к. смазка выходила наружу, но дырок не было визуально).
Мораль — смотрите внимательней, если есть подозрение на поломку!
Тратим полчаса на ремонт — хорошо иметь в запасе небольшое ведро гаек и болтов всех размеров.)))
Внезапно подъехали к отличному грейдеру. Переехали через вал, нарытый вдоль него, и прохватили под 100-ку до самого КПП. КПП оказалось Лукойловское, тут их месторождение, и мы, оказывается, ехали по их ведомственному грейдеру без пропуска :). Напоминает ведомственные зимники у тех, кто ездит на севера… Нас немного поругали, но отпустили, переписав номера прав.
И снова колеи вдоль грейдера, грейдер и внезапные куски асфальта. Скоро тут будет хайвей от Бейнеу до Шетпе!
Еще раз подъезжаем к чинку у спуска Маната. Виды отсюда просто обалденные!
Спускаемся на дно древнего моря… Тут уже пейзажи другие, да и ночевка у нас рядом, у сора Тузбаир или Туз-Баир, кто как называет. Кстати, названия от отчета к отчету у всех разные, местные называет это еще как-то, а карты дают вообще иное название.
Место просто чумовое! Две минуты и выходишь на обрыв высотой метров в 100, а впереди бескрайнее белое пространство солончака. Влево и вправо убегают стены той же высоты… Дух захватывает!
Спасибо фирме Bask за помощь в подготовке к путешествию
Все посты из майского Казахстана:
Про дорогу:
Степная эKZотика – 2014: мы вернулись!
Степная эKZотика: Москва – Уральск или въезжаем в Казахстан правильно
Степная эKZотика: Дороги, пустыня Каракумы и песчаная буря
Степная эKZотика: казахские степи и чинк плато Устюрт
Степная эKZотика: дорога от Бейнеу до Шетпе, гора Шеркала и поля конкреций
Степная эKZотика: урочище Жыгылган, источник Тамшалы и Голубая бухта
Степная эKZотика: степями до Бейнеу, Босжира, Бокты и мечеть Бекет-Ат
Степная эKZотика: бонусная программа – Аккергешен и Актолагай, дорога домой
Про интерески и красивости:
На родине тюльпанов
Навстречу буре
Вкус древнего океана
Многоликая пустыня
Долина колодцев
Сор Туз Баир
Шеркала: каменная юрта на Шелковом пути
Яйца динозавров в урочище Торыш
Жыгылган: там, где упала земля
Среди ветра и песков: оазис Тамшылы
День каньонов: ущелье Саура, озеро Караколь и его близнец
Каспий
Ниже уровня моря. Впадина Карагие
Пески Сенека
Глиняный хайвей под горой Бокты
Бозжира: казахская Аризона
Стоя над стрелой Устюрта
Белые пятна Казахстана: Аккергешен
Белые башни Актолагая
Иван сказал:
Классно там — в степи. Я вот ни разу не был, всю жизнь в лесах прожил 🙂