Бесконечное путешествие

Как не просидеть всю жизнь дома

В горы только девушки

Золотая осень — это мое любимое время года. А Крым — одно из любимых мест походов. Когда эти два пункта совпадают — получается замечательное путешествие. Однако, если я отправляюсь в Крым с Lenka Ленка, кажется, что снег выпадет даже в июле. Но обо всем по порядку…

Сводить подруг в пеший поход по Крыму я обещала давно. И вот, наконец, мы в самолете обсуждаем какой замечательный будет трек. Кажется, что я все предусмотрела: подогнала под удобные всем даты, составила маршрут с учетом ранних выбросок некоторых членов команды, посчитала раскладку, распределила снаряжение, выяснили кому чего не хватает для фотопохода и нашли в запасах что-то подходящее. Теперь можно выдохнуть и просто идти по лесу с рюкзаком. Но в разговоре выяснятся одна новость. Оказывается, что одну палатку забыли дома и у нас одна двухместная палатка на троих — Сюрприиииз! В голове проносится десяток мыслей что делать. Палатку несет Лена, у Маши не очень теплый спальник. Значит, они однозначно спят в палатке. У меня три варианта: спать под тентом первую половину похода, пока Маша не уедет; купить палатку; найти палатку. Тент у меня в рюкзаке, но все же этот вариант нравится не очень, так как клещи не дремлют, да и при сильном ветре спать под тентом сомнительное удовольствие. Однослойную палатку купить можно, если она стоит адекватных денег. Но главную ставку я делала на третий вариант.

Хорошо, когда в месте, куда летишь есть человек, который сделает все возможное, чтобы помочь. Сразу после прилета мы связались с Юлей Scarabingo. Она предложила нам на выбор две разных палатки. Выбрали однослойку. Пока ждали Юлю, сходили за газом. Заодно приценились к однослойкам. Лишних 22 тысячи рублей у нас не было, поэтому нам оставалось только ждать Юлю. В соседнем магазине купили по полторашке воды на человека. Бутылки пригодятся нам в дороге. Заодно пообедали, что меня немного огорчило, так как теперь придется тащить весь трек лишний обед. Да и из графика мы теперь выбивались. Поэтому пойдем сегодня до Поляны МАН.

В дополнение к палатке Юля порадовала нас коробочкой вкуснейших, как мы потом узнали, конфет. Мы их окрестили скарабингочками и с удовольствием лопали половину похода.

На троллейбусе мы доехали до Ангарского перевала. И взяли первый за поход тайник, тоже посвященный троллейбусу. Погода была отличная. Сухая и теплая. Знали бы мы, что через несколько дней на перевале будет столько снега, что транспорт встанет.

А пока мы идем наверх, в сторону перевала МАН. В палой листве цветут осенние крокусы.

Подруги сразу упали перед ними на колени.:)

По дороге встретили мужчину, который разохался на тему куда же мы на ночь глядя идем. И как это мы не боимся ночевать одни в лесу.

Как это одни, если нас трое? Далее в разговоре выяснилось, что завтра к мужчине должен приехать друг, и он хочет сводить его на Демерджи. Сегодня он хотел найти дорогу на нее, но не смог. Узнав, что мы идем в нужную сторону, мужчина попросился с нами. Не вопрос. Только он с легким пустым городским рюкзачком, а у нас по 18 кило за плечами. Поэтому темп ходьбы несколько различался. Подошли к развилке на Пакхал-Кая и Андрюхину поляну. Когда собрались уходить на подъем, мужчина стал нас убеждать, что там ничего нет. Мол, был он там. Гора там, да и только. Но я иду маршрут уже четвертый раз, у меня и трек есть. Не аргумент. Огорченно мужчина заявляет, что лучше в интернете посмотрит и ретируется.

Поднимаясь в горы увидели косулю. Животное нас особенно не боялось, но и близко не подпускало.

На Поляну МАН свернули не по основной дороге, а по тропе. Вокруг полумрак и покрытые лишайниками деревья, едва пропускающие тусклый закатный свет. Сказочный лес.

Чуть ниже начинаются неохватные буки.

Наконец, мы на поляне. Пока Лена и Маша занимаются делами на стоянке, я ухожу искать родник. Даже в темноте видно, что к нему натоптана тропа. Сперва я не замечаю засыпанный листвой источник. Но на деле он оказывается весьма глубоким.

Ужин получился быстрым, так как все хотели спать. Сказывалось то, что за ночь из-за раннего вылета мы поспали всего по паре часов. Но все же я поснимала перед сном стоянку и звездное крымское небо.

На второй день по плану мы должны были дойти до Демерджи. Я решила дать всем выспаться после предыдущей бессонной ночи, идти-то недалеко.

фото Елены Киселевой

Утром было пасмурно. Иногда даже с дождем. Когда мы собирались уходить, на поляну прибежала толпа школьников, ведомых родителями и учителями. Удивило, что их перекус был организован с термосами с чаем, хотя рядом был родник.

Обратно мы выходили по накатанной дороге. На роднике Индек-Чокрак попили чая, взяли тайник, познакомились со спасателями. И крымскими лошадками, которые тоже пришли на родник попить.

Местный турист рассказал, что родник оборудовал крымский турист с ником Царь, который живет в Севастополе и внешне похож на Николая II.

Отсюда мы уже шли с водой, чтобы не спускаться к турстоянке Джурла на родник. Ведь мы планировали закатную и рассветную съемки на Аленге. По дороге перекусили боярышником и терновником.

Несмотря на то, что мы любим дикорастущую еду, питались мы походе хорошо. Лена, уже не первый раз выполняющая в наших девачковых походах роль повара, насушила мяса и фарша. Так что сублиматы покупать не пришлось.

А Маша у нас медик. Так как умеет ставить уколы. Хотя каждый раз мы очень надеемся, что ее навыки нам не пригодятся.

На перевале МАН пофотографировались с лошадками.

Я не рассчитала, что окружающие виды будут так тормозить нас. Вокруг нас таскало облако и было очень красиво. Хотя и сыро временами.

Зашли на Козырек. Посмотрели вниз. В облако. Ничего не увидели и дальше, на точке с красивыми скалами.

Зато полазали по останцам, напоминающим каменный город. Поняли, что тут тоже есть тайник поздно, так как не взяли промежуточные шаги ранее.

После каждой прогулки по траве мы снимали с себя по несколько клещей. И таких крупных, какие в нашей родной средней полосе редко встречаются.

Уже на седловине Лена поняла, что забыла на каменном городе фотоаппарат. Сбросила рюкзак и побежала обратно. Обратно вернулась через 20 минут и не одна. А с фотоаппаратом и двортерьером Мухтаром, как мы его позже окрестили. Кажется, я его уже видела на кадрах кого-то из фотографов, побывавших на Демерджи.

На Демерджи мы вышли уже в сумерках. Полюбовавшись на искрящийся уличными фонарями Гурзуф, мы встали на ночевку. Благоразумно спрятавшись в перелеске, так как уже знали чем грозит здешний ветер.

Ветер доставал нас даже здесь, за перегибом рельефа. Чтобы кастрюля не упала с горелки, и пламя не погасло, пришлось организовать вот такой фотографический этюд.

Мухтар остался ночевать с нами. Мы предложили ему разделить с нами ужин, но меховой джентельмен застеснялся есть суп из кастрюли.

Ночью, лежа в палатке, я увидела свет за пологом. Казалось, что кто-то посветил фонарем в нашу сторону. Потом еще раз. А потом раздался раскат грома. И начался ливень. Этой ночью было холоднее, чем вчера. Но я подготовилась, одевшись потеплее, прежде чем лезть в спальник.

Встали мы рано. За час до рассвета. И не завтракая отправились к скалам Аленга. Через горы ползли лентикулярные облака. До скальных выходов я дошла первой. И встретила здесь фотографа. Его палатка трепыхалась под самыми большими останцами. Я поинтересовалась, как ему спалось при таком ветре. Оказалось, ночью его палатку сложило ветром. А судя по внешнему виду и сломало дугу. Палатка устояла только благодаря весу, находящегося внутри молодого человека.

Мне вспомнилось, как зимой здесь сдуло палатку Лены и Димы, после чего мы зареклись вставать у скал даже желая сэкономить время.

На Демерджи я знаю кучу мест с красивыми видами. И одно из них мне не давало покоя. Манило, но я боялась туда идти. Я до дрожи боюсь высоты. Поэтому я отправилась к всем известной сосне.

А Лена отважно полезла на вожделенную фототочку и уговаривала последовать ее примеру.

Дрожа, как осиновый лист, я сдалась и стала протискиваться между камней, так как опасалась обходить по полочке, как сделала это Лена. Думала, что мой мембранный костюм останется между камней, так там узко было. Вместе со мной. Но ничего, пролезла. А потом и на нужный камень вскарабкалась. Отсюда открывался невероятный вид. И я очень радовалась, что Лена уговорила меня залезть сюда. Маша же решила ограничиться сосной.

Вдоволь нафотографировавшись, мы пошли обратно. Новый тайник, к сожалению, не нашли.

Сегодня в наших планах было пройти мимо водопада Джурла к Джур-Джуру. Я давно мечтала пофотографировать его осенью. Но, конечно, с такими рюкзаками надо было или выходить на маршрут раньше, или идти меньше.

Световой день в конце октября короток. Обходиться без обеда было тоже нельзя, так как переход этот долгий. Мы перекусили возле Джурлы, заодно отметившись в тайнике. Мухтар нашел себе новых друзей туристов, пообедал с ними, но оставаться не стал. Кажется, он ощущал за нас ответственность.

Джурла совсем пересохла

Дальнейший наш путь пролегал про красивому буковому лесу.

Иногда тропа выводила нас на перевалы, откуда открывались прекрасные виды на «Великую Китайскую стену», море и прибрежные деревньки.

По дороге попался маленький ручей, который мы успешно перепрыгнули. Опавшая листва часто скрывала тропу. Казалось, что туристы ходят по ней нечасто. Помогал gps  или Мухтар. Он явно знал маршрут. Забавно наш проводник вел себя, когда путь преграждало какое-то препятствие. Например, упавшее дерево. Он не шел под ним, хотя рост позволял сделать ему это без проблем. А обходил там, где это было удобно сделать человеку. Мы уговаривали пса вернуться домой, но он продолжал идти с нами.

Вечерело, и тропу стало видно совсем плохо. Пришлось достать фонарики. Тропа становилась все более незаметной, заваленной стволами деревьев.

фото Марии Гавриловой

Я шла впереди и все чаще задумывалась, что совершенно не уверена, что иду правильно. Вдруг мы вышли на крутой сыпучий склон. По треку надо было идти вперед, но луч фонаря не выхватывал из темноты почти ничего. Проскользив несколько метров по склону и оглядевшись по сторонам, я наконец разглядела шаткие перила. Все же мы пришли правильно. На душе сразу стало легче. Хватаясь за перила, мы спустились вниз и перешли к лесу. Со стороны водопада шли припозднившиеся посетители.

На полянке над водопадом шашлычила шумная компания.

— «Гномы идут» — попытался сострить один из парней, указывая рукой на нас, подсвечивающих путь фонариками.

Мы не стали реагировать и прошли мимо, командуя Мухтару не обращать внимания на захлебывающегося в лае мелкого песика.

Когда мы уже уходили, услышали:

— «Видали кабанов?!»

— «Каких кабанов?» — подумала я, — «никогда тут кабанов не видела.»

И потом меня осенило, что кабанами назвали нас. Забавно.

Внизу рокотал Джур-Джур.

Лена с Машей сидели на скамейке и слушали водопад. А я пыталась сфотографировать его, подсвечивая фонариком.

На ночевку мы встали на турстоянке Заячья поляна. Ужинали рисом. И Мухтару досталась большая его порция. Тут он уже не привередничал. Не то, что с супом.

С утра Маше надо было идти в Генеральское, где ее ждало такси. А мы с Леной планировали продолжить трек через Су-Ат и Караби.

Но погода внесла коррективы. Дождь лил всю ночь, а с утра он начал перемежаться залпами града.

Когда лагерь ставят фотографы

Порывы ветра были сильны. А дождь набирался в неудачно натянутый тент. Но снова на помощь нам пришли фотопринадлежности.

Мухтар отправился в Генеральское вместе с Машей. А я решила сбегать сфотографировать Джур-Джур при свете. И заодно набрать воды для утреннего кофе. Из-за ночного ливня дорога покрылась лужами и липкой грязью. И я постоянно опасалась поскользнуться. Упасть и испачкаться не хотелось совершенно, так как чистой одежды в рюкзаке у меня было немного. А надо ведь еще обратно в самолете лететь. Несмотря на дождь, водопад был прекрасен. Давно я хотела увидеть его в осеннем убранстве. Уходя из лагеря, я захватила с собой фотоаппарат и штатив. А вот штативную площадку забыла. Пришлось снимать с рук.

Дождь то стихал, то усиливался. Погода портилась все больше. Начал подниматься ветер. На подходе к Заячьей поляне ко мне выскочил из кустов радостный Мухтар. Оказывается, он проводил Машу и вернулся к нам.

Мы позавтракали, собрались и пошли в сторону Генеральского, откуда планировалось начать подъем к Су-Ату. Казалось, что погода налаживается. Небо прояснилось. Как вдруг с гор вновь наволокло большую тучу, закидало градом. А ветер был такой силы, что сбивал с ног. За этим ветром снова прояснение. И снова залп ветра и града.

Рюкзаки добавляли нам парусности. Идти было некомфортно. И я стала задумываться что же делать дальше. Насколько я знала, идти в такой ветер на Караби не стоило. Как-то я уже ходила по краю Караби в маловетренную внизу погоду. И задувало там знатно. Плато ровное, как стол, и ветер тянет через него. Что творилось наверху, когда и внизу дуло так сильно, представить было сложно. Как вариант я рассматривала подняться сегодня до Су-Ата и завтра решать: идти наверх или сбрасывать обратно. Программы с прогнозом погоды ничего хорошего до пятницы (через 3 дня, когда Лена уже должна была лететь в Москву) не предвещали. И все же в итоге было решено не подниматься наверх. А уехать в сторону Севастополя на другой трек. Но для начала нам надо было выбраться из Генеральского в Солнечногорское, так как из-за зимнего расписания автобусов раньше пяти вечера отсюда общественного транспорта нет. Поэтому мы пошли пешком, поливаемые дождем и пошатываясь иногда из-за ветра. На выходе из Генеральского мы вновь попали во временное прояснение. Над горами раскинулась прекрасная радуга. Недалеко от нас притормозил маленький оранжевый басик. Его водитель предложил подвезти нас.

Проехать 9 километров на машине, а не идти под дождем было здорово. Но пришлось прощаться с Мухтаром.

— Из Лучистого пес? — поитересовался водитель.

Получается, что Мухтара тут знали. И он не первый раз приводил сюда туристов. На душе стало легче. Значит, пойдет обратно с другой группой.

Водитель расспрашивал нас о маршруте. И похвалил за то, что не пошли наверх. По его словам, в такой ветер в лес лучше не ходить. Может сломанной веткой зашибить. Я представила себе сломанный сук неохватного бука и невольно дернулась.

До Алушты нас подвезла семейная пара, подобравшая нас с автобусной остановки в Солнечногорском.

Тем не менее, из-за стыковок автобусов сегодня мы должны были ночевать в Алуште. Мы нашли очень дешевую, но тем не менее чистую и удобную гостиницу. Наконец, мы могли высушить тент и палатку. Палатку развесили на бельевой веревке снаружи. И хоть ветер был сильный, но ткань не доставала до окна. А вот тент пришлось сушить на полу в комнате.

Тяжела и неказиста жизнь у пешего туриста…

Раз уж мы в цивилизации, то можно было побаловать себя вкусным крымским вином и едой. Отдохнули мы на отлично.

А с утра поехали на маршрутке к повороту на Ласпи. Здесь мы планировали посмотреть Тышлар — Храм Солнца. Очень интересное и красивое место. Острые скалы окружают лепестками центральный камень.

Дойдя до турстоянки Ласпи, мы набрали воды. И тут к нам прибежал толстенький пушистый кот. Выклянчил немного колбасы, был поглажен. И ушел по своим делам.

А мы пошли наверх, к подножию Ильяс-Кая и Тышлару. Меня сильно волновало наличие родников на маршруте, так как мы планировали заночевать на ближайшей к Храму Солнца стоянке.

Я помнила один родник неподалеку. Я наткнулась на него лет 10 назад, когда заблудилась по пути к Тышлару. Но было подозрение, что родник мог пересохнуть после лета. Так и оказалось.

В нас летел град, но мы шли вперед. Вот и надпись о том, как надо загадывать желание в Храме. И сам алтарный камень. Лена вскарабкалась на него, и попыталась пожелать немного хорошей погоды для нас. Удивительно, но небо прояснилось и солнечный свет залил местность. Я срочно побежала отстегивать штатив от рюкзака. Надо было успеть сделать хотя бы пару снимков, пока распогодилось.

И тут из кустов вышли два пушистика: кот и кошечка. Удивительно: до жилья несколько километров, а тут коты. Но и более удивительным оказалось то, что черепаховая кошечка побежала со мной наверх. Я поднялась по камням до места, откуда открывалась панорама Тышлара. И хотела идти выше, но рыжая черепашка стала кидаться в ноги и громко мяукать. Она и до этого словно не хотела пускать меня в гору бегая вокруг и причитая. А тут совсем уперлась. И даже стала карабкаться мне по ноге.

фото Елены Киселевой

Мне стало крайне жаль мои мембранные штаны и я присела. Кошка тут же забралась ко мне под куртку. Я прижала ее к себе. И тут налетел ветер с водой и градом вперемешку. Так мы и переждали этот залп. Стоило ветру стихнуть, как кошка выбралась из запазухи. И отправилась играть с ножками штатива.

Сделав еще несколько кадров и словив еще пару залпов почти горизонтально летящего из-за сильного ветра града, я отправилась вниз.

Рыжая деловито бежала рядом. На границе леса она видимо подустала. Вскарабкалась на ствол ближайшего ко мне куста и стала тоненько жаловаться на тяготы пешего туризма. Я подхватила ее на руки и побежала вниз. От нового порыва ветра. Внизу нас ждали Лена и серый кот. Кошечка подбежала к нему и они словно поцеловались, потершись носиком. Такая славная парочка.

Конечно, Лене тоже хотелось посмотреть на Храм Солнца с высоты. Мы решили оставить рюкзаки на границе леса и сходить наверх снова. В этот раз с нами побежали оба котика. Когда мы спускались и обещали котикам скромное туристическое угощение на обед, наверх шла семья из трех человек. И рыжая, оставив с нами серого кота, ринулась наверх с ними.

Мы расположились на ближайшей к Храму Солнца стоянке. Стихия бушевала. Не спасали толком не натянутый навстречу ветру тент, ни рюкзаки, поставленные за спинами.

Воды с собой было немного. Поэтому мы собрали с тента град и стали делать чай из него. Коту досталось немного угощения. А вот рыжик не пришла. Мы ломали голову: оставаться ли тут на ночевку или сбрасывать до турстоянки Ласпи. Ветер задул сильнее. Тент сорвало с дерева. И мы решили идти вниз после закатной съемки.

Вытерпев еще полчаса ветра, сидя на скользких камнях, мы отправились вниз. А вот коту наша беготня вверх-вниз изрядно надоела. И он по-английски ушел по своим кошачьим делам сразу, когда понял куда мы опять идем.

На Ласпи мы пришли с фонариками. Но тем не менее заметили, что толстых обломанных ветвей на дороге прибыло. Так что решение идти на более открытую местность считаю верным. И снова ужин под градом, снова ночной дождь и ветер. Мы лежали в палатке и сравнивали фотографии. Вот мы пошли наверх в первый раз и окрестные горы имеют зеленый и серый каменистый цвет. А вот фотографии с закатной съемки. И яйла вдали в снегу.

А инстаграм пестрел фотографиями палаток на автобусной остановке «Ангарский перевал», куда туристы сбросили с Андрюхиной Поляны, запорошенным Чатыр-Дагом, буксующими на перевале машинами. В новостях писали про двухмесячную норму осадков за четыре дня. Кажется, мы с Леной не можем приехать вместе в Крым и не испортить погоду. Шутка, конечно. Но не везет нам на погоду, когда мы в тандеме. А порознь — все отлично.

Вот и подошло к концу наше пешее путешествие. Осталось доехать до Севастополя, прокатиться на железной дороге до Симферополя. Здесь мы попрощались. Я уезжала в аэропорт, а Лене предстоял еще день в Крыму.

Несмотря на причуды погоды, путешествие получилось интересным и запоминающимся. Как всегда в Крыму. Люблю это место невероятно. И обязательно вернусь сюда еще и еще. Ведь столько еще троп мной здесь не пройдено. И столько мест еще не показано подругам.

Понравилась статья? Будет много интересного! Подпишитесь на обновления:

Поделиться в соц.сетях

Ваш email не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *