Бесконечное путешествие

Как не просидеть всю жизнь дома

Смоленские гео-покатушки

В прошлые выходные мы устроили друзьям-геокэшерам прогулку по родному городу nord_tramper’а — Смоленску и его окрестностям. Мы побывали в паре музеев, полазали по крепостной стене, посмотрели на бункеры Гитлера, заснеженные Гнездовские курганы и побывали на мемориале Катынь.  Некоторым из перечисленных достопримечательностей будут посвящены отдельные посты.

Несмотря на близость к Европе, некоторые уже распространенные в центральной части России удобства пришли в Смоленск в последнюю очередь. Например «МакДоналдс» там открылся в прошлом году, когда они уже были почти во всех областных центрах, граничащих с МО. Ранее я думала, что Смоленск последним из граничащих с МО областных центров обзавелся макдачкой, но chihayuschiy меня поправил: на данный момент этой забегаловки нет еще в Туле. Как-то именно эту область я при просмотре сайта МакДоналдса упустила. Бесплатного wi-fi в Смоленском макдаке, думаю, нет до сих пор. Надеюсь, я ошибаюсь. Гипермаркеты, судя по новостям в интернете, еще только строятся. Но это не мешает на некоторых сайтах заявлять о существовании в городе гипермаркетов, которые на проверку оказываются обычными супермаркетами. Да и не только всяческих современных удобств это касается. Судьба что ли у Смоленска такая: получать многое в последнюю очередь. Например, статус города-героя Смоленск получил последним,  в 1985 году. А вот стелы города-героя в нем так и не установили. Обещают сделать это в 2013 году.

Пробка на 50-ом километре М1 собрала все три наших, выехавших в разное время, машинки в колонну. Зато около часа времени было потеряно, и надежды приехать в Смоленск часов в 12 ночи не оправдались. Ребята встали на ночевку под Ярцево, а мы поехали дальше, так как планировали ночевать у родителей Кита.

Утром мы встретились около «Дома со львами». Два царя зверей расположились перед входом в подъезд желтого обшарпанного дома.

В Смоленске, как и в любом старом городе, немало интересных достопримечательностей и музеев. Сперва мы хотели посетить музей в Громовой башне Смоленской крепости, но там отключили свет и нам надо было где-то погулять до времени его открытия. Так что мы зашли в местный исторический музей. В посте я покажу несколько особенно заинтересовавших меня экспонатов, а некоторые другие можно будет увидеть, кликнув на иконку фотоаппаратика в конце записи.

В связи с пятидесятилетием первого полета человека в космос в музее проводилась тематическая выставка. Это неудивительно, так как Юрий Гагарин уроженец Гжатского района Смоленской области.

Большая часть экпонатов на выставке была мне знакома по аналогичным экспозициям: форма, тюбики с едой, уменьшенная копия космического корабля… Но вот перед витриной с палехской росписью, посвященной истории воздухоплавания и космонавтике я застряла надолго. К сожалению, фотографировать глянцевый предмет да под стеклом, да перед окном сложно. Так что покажу Вам только небольшой фрагмент росписи.

В археологическом зале нам представили Шурика. Так его любовно называют работники музея. Это оказался скелет мамонта.

А вот самая настоящая сберегательная банка! С кладом ассигнаций. Горлышко бутыли плотно запечатано пробкой, так что содержимое в отличной сохранности.

Работники музея рассказали нам, что скоро будет открыта экспозиция, посвященная Гнездовским курганам. Так что придется заглянуть сюда еще раз, чтобы увидеть находки, сделанные на территории этого известнейшего археологического памятника.

Обойдя весь музей мы отправились дальше гулять по городу.

Андреич отоварился в музее значками с местными достопримечательностями. А чтоб не потерять, прикрепил все на шапку. Выглядел он как самый настоящий иностранец. 🙂 Заодно мы, взглянув на шапку Андреича, сразу вспоминали к каким достопримечательностям еще надо сходить. 🙂

Переходя «мостик молодоженов» я снова вспомнила о Гагарине. Имя Юрий и по сей день в Смоленске очень распространенное.

До открытия музея в Громовой башне оставалось еще минут сорок и мы решили, что неплохо было бы подкрепиться. «Перед Громовой башней надо посетить башню кормовую», — сформулировал Берендей.

Проблема была в том, что наша поездка совпала со школьными каникулами. Так что кафешку мы искали наперегонки с какой огромной группой школьников, человек в 20-30. Мы понимали, что если найдем кафе позже них, то места нам там просто не останется. Поэтому наши парни убежали вперед, а мы их догоняли.

Обедали мы в «Русском дворе», который находится в парке Блонье. Замечательное заведение: красочное оформление, три этажа, большой выбор недорогих блюд. Мы с Китом вдвоем можем там наесться рублей на 250. К сожалению, фотографировать в кафе запрещено, так что интерьер я показать не могу. Обслуживание в «Русском дворе» очень похоже на то, что практикуется в «МакДоналдсе». Но цены и еда здесь мне понравились гораздо больше.

Музей в Громовой башне мы осматривали недолго и как-то он не воодушевил. Думаю, посещать этот музей стоит в дни выступлений исторического клуба «Порубежье». Мы, к сожалению, на него не попали.

После осмотра экспозиции можно подняться на верхний этаж башни. Такое, конечно, можно сделать и в других башнях крепости, но учтите, там пола на верхних этажах местами нет.

Должна отметить, что фотосъемка в смоленских музеях по сравнению с ценой билета дорогая. Она обойдется в 100 рублей, а билет в тридцать. Если экпозиция исторического музея большая, то в Громовой башне фотографировать фактически нечего.

После музея мы решили прогуляться по крепостной стене Смоленска. В былые времена ее протяженность была огромной — около 6,5 километров.  Это на самом деле уникальный памятник архитектуры.

Жаль, что администрация города за ним не следит, а если и следит, то явно недостаточно. Стены крепости разрисованы, много мусора. Зато бесплатно. Народа на стене было немало, несмотря на оледеневшие ступеньки и снег. Группа скалолазов тренировалась в одной из башен, сновали парочки с фотоаппаратами. Одна из прошедших мимо нас девушек была в сапожках на шпильках! Это при том, что даже для нас, в удобной обуви, вскарабкаться по ледяным ступеням было непростой задачей.

Со смоленской крепостью связано множество легенд, которые я расскажу как-нибудь в другой раз. Кстати, мы с Китом собираемся снова прогуляться по крепостной стене. Осталось дождаться, когда стает снег.

А вечер наша дружная компания традиционно посвятила костру и шашлыкингу. Андреич приготовил, как всегда, очень вкусные мяски.  Поболтали у костра. Потом мы отправились ночевать в Смоленск, дочка уже сладко посапывала на заднем сиденье.

На второй день в наших планах были Катынь и ставка Гитлера «Беренхалле».

В 1940 году возле Катыни сотрудниками НКВД проводились массовые расстрелы польских военнослужащих, преимущественно офицеров, и советских граждан.  Теперь здесь сооружен мемориальный комплекс.

Мемориалы, оформленные поляками, вызывают у меня особое чувство. Они скромные, но в то же время производят на меня сильное впечатление. Мы были тут в солнечную весеннюю погоду, одни на весь комплекс. Причем, судя по книге отзывов, народа тут бывает много. Посещают мемориал каждый день. Очень много записей оставлено поляками.

Сложно описывать такие места. Тут надо побывать. Конечно, я потом выложу фотографии мемориального комплекса в отдельном посте для тех, у кого нет возможности сюда приехать. Но если будете в Смоленске, обязательно посетите это место.

Учтите, что смоляне произносят слово  Катынь с ударением на первый слог. Так издавна повелось. Это позже ударение переврали.

После Катыни мы поехали посмотреть на бункеры Гитлера. К сожалению, два из них находятся на территории пионерлагерей. К бункеру под названием «Круглый» нас не пустили, так как директор лагеря недоволен посещением своей территории. Пришлось посмотреть на «Круглый» из-за ограды.

Бункер «Шалаш» мы не увидели. Он тоже находится на территории одного из пионерлагов, которых тут огромное количество. Зато к бункеру «Западный» удалось подъехать и осмотреть наземное помещение.

Как геокэшеры, мы честно поискали контейнер, спрятанный неподалеку Мишей Инструктором. Но он плотно вмерз в землю и показал нам только уголок пакетика. Решили не кабанить.

Выезжать на асфальт было решено мимо Гнездовских курганов — известнейшего археологического памятника. Некоторые из курганов кажутся раскопанными не так давно. Края раскопов еще не осыпались, как бывает, если курган был вскрыт давно.

Пока искали дорогу до асфальта, увидели несколько лыжников. Они вели себя так, как будто видят джипы впервые. Один парень даже упал, заглядевшись на нашу колонну.

Вот и подошла к концу наша смоленская поездка. Ребятам пора было уезжать в сторону Москвы, а мы хотели ненадолго заехать к родителям Никиты. Было решено, что обязательно погуляем по Смоленску как-нибудь еще разок. Еще и в Поозерье заедем. Так потрясающе красиво!

А на прощание весна и Смоленщина подарили нам  еще один прекрасный вид.

Понравилась статья? Будет много интересного! Подпишитесь на обновления:

Поделиться в соц.сетях

Ваш email не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *