В конце июня мы решили прокатиться по Старой Смоленской дороге. Мы не собирались ограничиваться А-100 и Р-134. Хотелось побывать на более старых участках Смоленки, насыпи и водоотводные канавы которой можно и сейчас найти в полях и лесах Московской и Смоленской областей.
Карты для подготовки маршрута использовались разные. Созданные до и после войны 1812 года. Ехали мы не с целью покопать оброненные французами или торговыми обозами из Европы вещи. Предметы оставшиеся на ней после Великой Отечественной нас тоже не интересовали. Мы просто хотели видеть, что же сейчас осталось от Старой-старой Смоленской, возникшей еще в XIV-XV веке и не единожды менявшей свое местоположение.
Начали мы поездку из Москвы, от Филей. По карте 1812 года дорога тут проходила. А дальше в Одинцово (тогда Адинцово) и по А-100.
В Одинцово на въезде и выезде из города стоят арки «Старая Смоленская дорога». Правда, вид их, на мой взгляд, подпорчен рекламой.
Еще в Одинцово можно найти несколько километровых столбов. Конечно, они новые.
Если сверить космоснимки с описанием населенных пунктов, через которые раньше проходила Смоленская дорога, то создается впечатление, что сейчас по на ее насыпи на территории Московской области много где проходит железная дорога. Так что все интересное начинается подальше, на окраине Подмосковья.
По пути можно увидеть много памятников двух Великих отечественных войн: 1812 и 1941-45гг. Самый узнаваемый комплекс, наверное, Бородино. Стелы стоят с двух сторон от дороги.
В этот раз устраивать себе экскурсию по Бородинскому полю мы не стали из-за прогноза дождя. Хотели успеть доехать до Смоленска за один день. Или хотя бы заночевать поближе к нему где-нибудь на Днепре.
За Можайском, наконец, уходим по грунтовке, надеясь добраться по ней, возможно, с выездами на асфальт, до Гагарина. Или, как он раньше назывался, Гжатска.
Попрыгав по бровкам, разъезженных колей, попадаем в лес.
Здесь у дороги немного различаются насыпь и канавы.
Но пройти по ней сквозь участок леса не получается. Один из возможным вариантов дороги оказывается совсем заросшим.
А второй упирается в заброшенный, но красивый песчаный карьер.
Поэтому приходится возвращаться на асфальт и заходить на участок Старой Смоленской с другой стороны. В этом месте наши с Никитой пометки на картах совпадают. Он искал предположительное место по карте Генштаба и наткнулся на длинную аллею деревьев. Здесь же и по моим прикидкам проходила Смоленка, так как рядом находится одна из братских могил.
И старая дорога нашлась. Даже высокая трава не скрывала ее насыпи и водоотводных канав. Земля вдоль и по самой дороге изрыхлена копарями. Вытащенный грунт валяется рядом.
Вообще, недавно столкнулась с тем, что даже некоторые люди, которых я уважала в плане копа, ямки, пока никто их за поиском не видит, не закапывают. Хотя вроде и дело секундное, и другим про это ЦУ дают. Ну да пусть это будет на их совести. Пешеходов и велосипедистов, которые могут в такие ямки ногой или колесом угодить, жалко.
Дорога явно читалась от леса, через который мы не смогли проехать, и на всем протяжении аллеи. По пути нашли полуразрушенный домик. Возможно, постоялый двор? Внутри него давно растут деревья.
Сейчас проселочные дороги идут по обеим сторонам от этого старого участка.
А мы отправились дальше. И в одной из деревенек, расположившихся на грунтовке, где когда-то проходила Смоленка, увидели километровый столб. Конечно, он не такой старый, как нам хотелось бы, но смотрелся в окружении деревянных домиков и кустов шиповника он интересно.
За деревней мы съехали, как посчитали, на еще один участок старой дороги, но доехав по траве до края поля, поняли, что немного промахнулись. И если участок сохранился, то находится он по другую сторону речки от нас.
Никита развернул машину, чтобы вернуться и поехать по другой стороне реки, но… Тут у нас внезапно и бесповоротно сдох бензонасос. То ли плохая заправка в Астраханской области аукнулась, то ли просто на кочках взболтали бак и подняли со дна скопившуюся гадость. Но на этом наша поездка по Старой Смоленской закончилась. Через несколько часов ожидания и дождя за нами приехал Balu. Потом 110 километров на галстуке за Патрулем до Москвы.
Так что придется ехать еще раз. Ведь мы еще не добрались до очень многих интересных по нашим прикидкам мест.
izvozshik сказал:
Здорово! Прокатится по дороге, которой фактичекски уже нет!
Бензонасос жалко…
nord_tramper сказал:
Насос уже замене.Он меня в заблуждение ввел — мощности много и глюки насоса я как-то не приметил, точнее не соотнес их с насосом. Ну ничего — теперь будем умнее!
heilnull сказал:
Это уже 35-е колеса?
nord_tramper сказал:
Не это еще 32